Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Кабинеты для проведения занятий с детьми
В МБДОУ ДС №37 "Соловушка" созданы условия для получения образования детьми с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Кабинет учителя-логопеда, учителя-деффектолога предназначен для проведения индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с детьми (в том числе с ОВЗ и инвалидами), имеющими нарушения речи, консультирования родителей и педагогов. Кабинеты оснащены необходимыми дидактическими пособиями, ПК.
Кабинет педагога-психолога – предназначен для проведения диагностической и коррекционной работы с детьми (в том числе с ОВЗ и инвалидов), консультационной работы с педагогами и родителями. Специалист работает над коррекцией поведения, интеллектуальным развитием, устранением комплексов, зажатости и других факторов, мешающих полноценной жизни. Чтобы процедура была максимально эффективной, кабинет психолога оформляется в соответствии с требованиями ФГОС, оснащается современным оборудованием, методическими материалами.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете педагога-психолога определяется особенностями личностно-ориентированной модели общения с дошкольниками, их возрастными, индивидуальными особенностями и интересами. Она обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала; материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, а также возможности для уединения.
Кабинет музыкального руководителя предназначен для организации методической работы с педагогами дошкольного учреждения и оказания консультативной помощи родителям.
При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывалось следующее:
- игровая, познавательная, исследовательская и творческая активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами
- развитие крупной и мелкой моторики;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Пространство кабинета разделено на несколько различных зон, имеющих различную функциональную нагрузку:
- зона консультативной работы;
- рабочая зона педагога-психолога;
- зона диагностической и коррекционно-развивающей работы;
- зона отдыха детей;
- игровая зона.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Групповые помещения и прогулочные площадки
Групповые помещения предназначены для пребывания в них детей в течение дня, организации для них различных видов деятельности, отдыха, приёма пищи.
В соответствии с ФГОС к условиям реализации Программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.) в каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей (в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ) во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели и игрового оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей. В ДОУ создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития.
Музыкальный зал — это образовательная среда для дошкольников. Он предназначен для проведения музыкальных занятий с воспитанниками, в том числе с ОВЗ и детьми-инвалидами, а также для проведения праздничных мероприятий — утренников, досугов и развлечений. в музыкальном зале имеется фортепиано, детские музыкальные инструменты, музыкальный центр, проектор; в кабинете представлен широкий спектр музыкально — дидактических игр, пособий, методической литературы по музыкальному развитию дошкольников.
Лего-центр - это помещение детского сада, оснащенное учебно-методическими средствами, наглядными пособиями, мебелью необходимыми для проведения деятельности по конструированию и организации работы Центра. Он предназначен для развития конструкторской и исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами ЛЕГО – конструирования.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности. В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».
Сведения о количестве помещений:
- 5 групп общеразвивающей направленности;
- 4 группы компенсирующей направленности;
- 3 группы комбинированной направленности;
- 13 прогулочных площадок;
- 4 кабинета учителя-логопеда;
- кабинет педагога-психолога;
- музыкальный зал;
- спортивный зал;
- спортивный комплекс на улице;
- сенсорная комната.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека отсутствует.
Специального оборудованного помещения для размещения библиотечного фонда в ДОУ не предусмотрено. Библиотека располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ условно разделён на три части и включает в себя:
- Книги для воспитателя (методическая и справочная литература).
- Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия,
- Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные образовательной программой, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Условия для физического развития воспитанников
Спортивные объекты
СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ: спортивная площадка на территории ДОУ и физкультурный зал.
Спортивной зал оснащен различным спортивным оборудованием и инвентарем: имеется спортивный комплекс, гимнастические скамейки, стойки для лазанья, ребристая доска, баскетбольные щиты, батут, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи разного размера, кегли, гантели, маты. мягкие модули и т.д
Спортивная площадка оснащена спортивным оборудованием для занятий физической культуры с обучающимися на открытом воздухе.
В каждой возрастной группе имеется центр по физической культуре, оснащенный как традиционным, так и нетрадиционным игровым оборудованием.
Специальные объекты спорта для детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ отсутствуют.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы ( образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
- учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы.ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Информация о доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационных сетях
Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).
Доступ к информационным системам и информационно телекоммуникационным сетям, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
В учреждении подключен Интернет.
В свободном доступе для детей в ДОУ, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления - 8 компьютеров и ноутбуков, 2 проектора, 7 МФУ и принтеров.
В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интернет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
В ДОУ создан постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются информация и документы, касающиеся организации образовательного процесса в ДОУ.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Перечень электронных образовательных ресурсов средствами обучения
1. Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей», предназначенная для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно с автором методики В.М. Акименко, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Методика награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издается в компьютерном варианте впервые, обновлена и дополнена автором.
2. Интерактивный логопедический комплекс «Рычи – не молчи» - разработка инженеров-конструкторов Новочеркасской Фабрики Интерактива. Комплекс разработан для работы с детьми, которые имеют определённые проблемы развития или речевых навыков. Он соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов, может осуществлять диагностическую, развивающую, коррекционную деятельности, позволяет проводить занятия в игровой форме, полностью вовлекая ребёнка в процесс, благодаря интерактивным элементам. Интегрированная панель комплекса даёт возможность педагогу корректировать план занятий в зависимости от потребности обучающегося.
3. Детский игровой комплекс - сиреневая мультстудия Kids Animation Desc. Предназначен для детей в возрасте от 3-х лет (подходит для детей с ОВЗ).
4. Интерактивный стол Ast Lab–интерактивный учебный центр, позволяющий вовлекать детей в образовательную деятельность. Представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многопользовательский сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать учеников в процесс обучения, специально разработан для детей младшего возраста (от дошкольников до шестиклассников) и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх, взаимодействовать по столу.
5. Компакт-диск к пособию "Справочник дошкольного логопеда", авторы: Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская.
6. Компьютерная игра «Букварик-Смешарик» разработанная на основе одноименной книжки и рассчитана на детей 4-5 лет.
7. Компакт – диск «Домашний логопед. Практический курс для дошкольников» для дтей от 2 – х лет.
8. Компакт- диск «Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду» Автор песен Г.И. Анисимова.
9. Компакт - диск Супердети плюс «Учим буквы» для детей 3-5 лет.
10. Проектор «Меркурий».
11. Диск фотопроекционный «Времена года», «Космос», «Океан».
12. Планшет LENOVO (10 штук)
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства доступа в здание:
- съемный пандус;
- кнопка вызова помощника;
- инвалидная коляска;
- стабилизатор спины для детей с ДЦП;
- указатели направления движения к зоне получения услуги, эвакуационным выходам;
- контрастная маркировка для слабовидящих (Таблички Брауля);
- знаковые средства отображения.
При входе в ДОУ расположена вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и кнопка вызова персонала. При необходимости может быть оказана дополнительная помощь сотрудников. Перед входом в ДОУ имеется контрастная разметка, указывающая на границы лестниц. Внутри здания границы ступеней лестниц на второй этаж выделены маркировкой желтого цвета, что позволяет пользоваться лестницами слабовидящим людям. Коридоры учреждения широкие, помещения без порогов, двери в помещения расширенные, что облегчает передвижение человека в инвалидной коляске. На первом этаже оборудована туалетная комната для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для ориентировки в здании детского сада и на территории разработана система пространственной навигации, которая помогает посетителям определиться с направлением движения. Для удобства навигации имеются поэтажные навигационные планы детского сада. Знаки, указатели и схематические обозначения помещений, кабинетные таблички, нумерация и названия групповых помещений существенно облегчают навигацию по зданию. По всему зданию размещены специальные указатели, информирующие о выходе из здания. Для получения информации о жизни в детском саду имеются информационные стенды, щиты, памятки для родителей. Большое разнообразие наглядной информации позволяет знакомить родителей (законных представителей) с работой педагогов в группе. В зоне ожидания родители могут ожидать ребенка, пока он находится на занятиях в кабинетах учителя-логопеда или в кабинете педагога-психолога.
При необходимости Вам может быть оказана дополнительная помощь сотрудников; для вызова сотрудника воспользуйтесь телефоном – его номер 8 (4725)32-75-92.
Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ психолого-педагогическое сопровождение осуществляют квалифицированные педагогические работники: учителя-логопеды, учителя-дефектологи и педагоги-психологи.
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальная установка (ноутбук, пианино, колонка). Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — в образовательной деятельности детского сада используются средства обучения, предназначенные в том числе и для использования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно — образовательных задач в оптимальных условиях. Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Имеются следующие технические средства обучения группового и индивидуального пользования для детей с ограниченными возможностями здоровья: компьютер, ноутбук, интерактивная панель (сенсорное устройство), световой стол для рисования песком, интерактивный комплекс "Рычи не молчи", набор карточек PECS.
Обеспечение кабинета логопеда: детская мебель для практической деятельности, большое настенное зеркало, дополнительное освещение у зеркала, стол и стулья для учителя-логопеда и воспитанников, шкаф для методической литературы и пособий, индивидуальные зеркала для детей, ПК, принтер, пособия для занятий, доска магнитная, интерактивная панель, интерактивный комплекс "Рычи не молчи".
Обеспечение кабинета педагога-психолога: детская мебель для практической деятельности, стол и стулья для педагога и родителей, шкаф для методических пособий и литературы, материал для психолого-педагогического обследования детей, игровой материал, развивающие игры, интерактивная песочница, настенная панель.
Специальные интерактивные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- компьютер, ноутбук;
- интерактивная панель (сенсорное устройство);
- световой стол для рисования песком;
- интерактивный комплекс "Рычи не молчи";
- Проектор
- Планшет
- Ноутбук